Карточки, греющие карманы
3 ноября 2006
На три миллиона жителей Новосибирской области в настоящее время приходится более миллиона пластиковых карт, эмитированных банками. Большая часть «пластика» приходится на зарплатные проекты, к которым начинают активно проявлять интерес не только крупные компании, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Эксперты объясняют рост спроса на зарплатные проекты стремлением компаний «обелить« бизнес, а также ужесточением конкуренции на рынке. Для того чтобы удержать старых и привлечь новых клиентов, банки идут на беспрецедентное снижение стоимости и смягчение условий работы по зарплатным проектам, а также постоянно расширяют спектр услуг, привязанных к карточкам.
По состоянию на 01.01.06 лидерами рынка по количеству выпущенных дебетовых карт в Сибири были Сибирский Сбербанк России (568 тыс. карт), Сибакадембанк (503 тыс. плюс 98 тыс. кредитных карт «Мастер-кредит»), Байкальский банк СБ РФ (418 тыс.), Омскпромстройбанк (297 тыс.). Банками-лидерами по количеству средств, привлеченных на картсчета в округе, стали Сибирский банк СБ РФ — 3,6 млн руб. (средняя сумма остатка на картсчете — 6,4 тыс. руб.) и Байкальский банк СБ РФ — 2134 млн руб. (5,1 тыс. руб.). Самые большые остатки на счетах в Новокузнецком муниципальном банке — 15,8 тыс. руб. и в Кузнецкбизнесбанке — 9,9 тыс. руб. Лидерами рынка пластиковых карт в Новосибирской области в начале текущего года были Сибакадембанк (35% рынка области), СБ СБ РФ (19%), «Левобережный» (13%), Новосибирский Муниципальный банк (9%) (см. статью «Расцвет еще впереди» в журнале «Континент Сибирь. Стратегии успеха» N 5 за 2006 год).
К особенностям новосибирского рынка зарплатных проектов можно отнести очень жесткую конкуренцию. Практически все из присутствующих на рынке города и области кредитных организаций стремятся работать в этом сегменте. Опрошенные «КС» банкиры также отмечают, что практически все трудоспособное население в городе уже вовлечено в зарплатные программы, а некоторые частные клиенты имеют не по одной, а по две-три карточки.
В то же время одной из основных особенностей рынка зарплатных проектов в регионе является превышение предложения над спросом. «Люди получают пластиковые карты, но предпочитают держать в кармане наличные. В 95% случаев это психологический барьер. Например, вызванный перебоями работы банкомата при снятии денег или терминала при расчете в торговой сети. Это временные трудности, связанные с расширением инфраструктуры, но клиентов они настораживают, — комментирует ситуацию директор Новосибирского филиала ОАО «Балтийский банк« Дмитрий Гуськов. — Впрочем, ситуация постепенно меняется. Как показывает наша практика, первые три-четыре месяца после установки банкомата на предприятии люди опустошают его, но потом понимают, что карточка более эффективна в качестве платежного инструмента. В итоге в настоящее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что остатки по счетам на карточках, выпущенных под зарплатные проекты, превышают фонд оплаты труда. Люди перестают гоняться за мыслью о том, что деньги должны греть карман».
Начинает меняться и принцип построения сети. Как отмечают в Балтийском банке, еще совсем недавно кредитные организации сначала эмитировали карты, а потом занимались расширением сети, или выпуск «пластика» серьезно опережал темпы расширения инфраструктуры, где он мог обслуживаться. Сейчас кредитные организации, заинтересованные в расширении операций эквайринга, делают на сеть куда больший акцент.
На рынке Новосибирска наблюдается и снижение ставки комиссии, которую банк берет с клиентов за работу по зарплатным проектам. В настоящее время не только крупные, но и средние предприятия города могут рассчитывать на ставки 0,3–0,2% независимо от количества работников и фонда оплаты труда. Совсем недавно такие предложения получали только VIP-клиенты банков. А ряд кредитных организаций соглашается и на нулевую комиссию.
Как отмечают в Новосибирском Муниципальном банке, рост спроса к зарплатным проектам вполне закономерен, так как их реализация позволяет организациям экономить серьезные ресурсы за счет более эффективного механизма обеспечения денежного оборота. Кроме того, у компании сокращаются расходы, связанные с выплатой зарплаты, получением и доставкой налички. «Участие в зарплатном проекте сохраняет конфиденциальность информации по размерам зарплаты сотрудников. Кроме того, у предприятия отпадают две проблемы: необходимость депонирования невостребованных средств и отсутствие превышения лимита остатка в кассе», — добавляет заместитель управляющего филиала «Новосибирский» банка «Глобэкс» Григорий Шибаев.
Начальник управления клиентских отношений ОАО «КБ «Акцепт» Александр Бирюков также считает, что интерес к зарплатным проектам обусловлен еще и психологическими причинами. Эти программы предусматривают большой пакет сопутствующих услуг, и каждый член коллектива чувствует себя комфортно в вопросах кредитования и денежного обращения. В итоге у персонала появляется большая мотивация на решение задач предприятия. «Зарплатные программы являются дополнительным рычагом мотивации сотрудников. Особенно ощутим спрос на такие программы со стороны крупных предприятий, проводящих грамотную и четкую кадровую и социальную политику, заинтересованных в удержании и поддержке квалифицированного персонала», — соглашается начальник отдела клиентского бизнеса Новосибирского филиала Транскредитбанка Игорь Степанов.
Чаще всего на зарплатные проекты переходят те компании, которые выплачивают своим сотрудникам «белую» зарплату. Однако опрошенные «КС» участники рынка признают, что в Новосибирске немало примеров перевода на карточные счета сотрудников лишь часть зарплаты, остальные деньги предприятие выдает по старинке — в конвертах. Как считают банкиры, таким образом организации тестируют рынок перед полным выходом «из тени».
Повышенный интерес банков к зарплатным проектам вполне объясним. Как сообщили «КС» в Газпромбанке, регулярные поступления (зарплата) на картсчет в банке, а также доверительные отношения банка с организацией-работодателем обеспечивают пониженный кредитный риск по клиентам — сотрудникам этих организаций. Банк может более точно оценить платежеспособность этой категории клиентов, они являются для кредитной организации наиболее привлекательными, и банки готовы идти на предоставление для них наиболее льготных условий. В банке «Левобережный» также считают, что зарплатный проект для сотрудника предприятия — первый шаг к полноценному банковскому обслуживанию. Хозяева карт со временем обрастают все большим количеством услуг в «родном» банке.
Главным плюсом зарплатных проектов является то, что по ним можно получить весь спектр розничных банковских продуктов, причем по более льготным условиям, чем на «свободном» рынке для клиентов «с улицы». В «Левобережном» специально для физических лиц, получающих зарплату по картам, предлагаются потребительские нецелевые кредиты. «Банку известна финансовая история сотрудников, желающих взять кредит, и это значительно упрощает процедуру оформления кредитов — никаких справок, поручителей и залога предоставлять не нужно. Кроме того, увеличивается скорость рассмотрения заявки — деньги выдаются не позднее следующего рабочего дня», — рассказал «КС» начальник отдела электронного бизнеса «Левобережного» Максим Мадиссон. В банк «Глобэкс» владельцу зарплатной карты может быть предоставлен кредит до 70% от начисляемой заработной платы сроком до 1 месяца, снятие наличных рублей в банкоматах и пунктах выдачи наличных банка без комиссии. В ТКБ возможны увеличение сроков предоставления кредитов, ускоренная процедура рассмотрения кредитной заявки. Кроме того, существует практика принятия кредитных заявок непосредственно на предприятии его ответственными сотрудниками. В дополнение к этому пакету ТрансКредитБанк предлагает специальную программу ипотечного кредитования. А в Муниципальном банке предоставляются дополнительные льготы руководству организаций, подключенных к зарплатному проекту, не исключается также возможность разработки индивидуального тарифного плана для обслуживания сотрудников.
«Одним из наиболее востребованных продуктов по «пластику» в рамках «зарплатных» проектов сегодня является овердрафт. Этот кредит намного дешевле и удобнее предлагаемых в магазинах, задолженность по нему списывается автоматически из поступлений на счет, а проценты и задолженность «прозрачны», — говорит Александр Бирюков. Растущим спросом пользуются всевозможные услуги по дистанционному сервису: безналичные коммунальные платежи со счета владельца карты (в том числе в банкоматах), управление счетом через Интернет, пополнение срочного вклада с помощью чиповой карты через банкомат. Кредитные организации также «привязывают» к карточным зарплатным счетам сотрудников компаний другие виды «пластика», в том числе кобрэндинговые и международные карты VISA и MasterCard.
Участники рынка объясняют такое разнообразие продуктов и услуг по зарплатным проектам тем, что работа с сотрудниками корпоративных клиентов банка — одно из важнейших направлений работы для кредитного учреждения, нацеленного на интенсивное развитие. «Кадры — это самый ценный актив любого предприятия, банк заинтересован в поддержке кадровой и социальной политики компании как одного из факторов стабильной работы клиента банка», — отмечает начальник отдела клиентского бизнеса новосибирского филиала ТрансКредитБанка Игорь Степанов.
Все опрошенные «КС» участники местного рынка уверены, что спрос на зарплатные проекты будет расти. В «Левобережном» уверены, что рост будет обусловлен борьбой с «серыми» зарплатами. Финансовый консультант ИК «ФИНАМ» Николай Солабуто также связывает рост интереса к зарплатным проектам со стремлением компаний «обелить» бизнес. «Переход к полностью легальному предпринимательству сейчас актуален для всей России. Кроме того, сейчас банки интенсифицируют свою работу с предприятиями, предлагая им зарплатные проекты на выгодных условиях. Этот момент играет существенную роль», — отмечает эксперт.
Кроме того, ряд собеседников «КС» отметили, что ожидают рост интереса к зарплатным проектам в связи с ужесточением политики правительства в отношении незаконного обналичивания денежных средств. О более пристальном внимании к «серым» зарплатам в одном из интервью «КС» говорил руководитель Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу Александр Тимошенко (см. статью «Наше главное оружие — информация» в журнале «Континент Сибирь. Стратегии успеха» N 10). В такой ситуации, по оценкам банкиров, борьба с обналичкой может выступить в роли «кнута», вынуждающего бизнес выйти из тени, в том числе путем перевода зарплат на карточки, а подсластит этот процесс «пряник» в виде разнообразных банковских услуг, привязанных к «пластику». Хотя, говорят собеседники «КС», куда более существенным «пряником» в данной ситуации для работодателей было бы снижение налогов.
Кроме того, к переходу на зарплатный «пластик», включающий в себя полный спектр банковских услуг, работодателей будут подталкивать сами сотрудники. «Все чаще компания при выборе обслуживающего банка обращает внимание на предлагаемый пакет услуг для сотрудников с тем, чтобы снять с себя вопросы обеспечения своих работников доступными кредитными ресурсами. Особенно востребованы кредиты на приобретение жилья. Есть прецеденты, когда компания берет на себя возмещение части затрат по процентам по ипотечным кредитам сотрудникам», — добавляет Игорь Степанов.
Росту спроса на зарплатные проекты будет способствовать и развитие сети терминалов и банкоматов, о которой заявили все опрошенные «КС» банки. Например, в Новосибирском Муниципальном банке сейчас 37 банкоматов, 19 кассовых терминалов в почтовых отделениях и 12 отделений во всех районах города, и эта сеть продолжает увеличиваться. А в Балтийском банке до конца 2007 года планируется установить в Новосибирске 100 банкоматов (сейчас — 13). «Карты — это один из рычагов увеличения пассивной базы банка, — объясняет причину активного расширения сети Дмитрий Гуськов. — Устанавливая банкоматы, выпуская пластиковые карты, банк формирует пассивы, которые чрезвычайно выгодны. По срочным привлеченным средствам по вкладам физлиц или по выпущенным векселям расходы банков существенно выше, чем по счетам держателей карт (в среднем около 1% годовых. — «КС«)».
Одним словом, карты и связанные с ними зарплатные проекты — чрезвычайно эффективный и интересный инструмент для роста доходов кредитных организаций, и эксперты уверены, что банки будут за него бороться. Впрочем, по оценкам аналитиков, реальный передел рынка зарплатных проектов начнется только через один-два года, когда на «пластик» перейдет большинство предприятий. А пока в Новосибирске немало компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу, которые не охвачены зарплатными проектами, и основная борьба среди банков в ближайшее время развернется именно за эту категорию клиентов.
«Массовые безналичные расчеты — это культура не только и не столько бизнеса, это культура общества в целом. Легко понять, что при российской культуре «нала« путь к такому обществу займет несколько лет, — комментирует ситуацию партнер по маркетингу DSO Consulting Сергей Дьячков. — Наверное, каждый из нас был свидетелем или участником очередей к заводскому банкомату в течение двух-трех дней после выплаты зарплаты на карты. В этом смысле разнообразие банковских услуг, связанных с использованием карт и обусловленное ростом конкуренции на банковском рынке, конечно, существенно простимулирует развитие такой культуры».